четверг, 5 января 2012 г.

Красная горка

Вашему вниманию замечательный доклад Стаса, посвященный старинному народному празднику "Красная горка".

Кра́сная го́рка — народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню). Иногда праздновался на следующий день — в понедельник, иногда — в Юрьев день (день весеннего выгона скота). В 2012 году Красная горка попадает на 22 апреля. Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года. Красная горка — это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.

Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года. Красная горка — это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.


Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми! В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя.


По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. 

Антипасха 

«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. «Антипасха» - греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» - праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. 

Церковный праздник установлен в память явления Христа на восьмой день после Воскресения апостолу Фоме. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе (от Иоанна., 20:25). По евангельскому сюжету, через неделю воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (от Иоанна., 20:27). Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя. Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим». 

Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество. 

Как церковный праздник Антипасха отмечается во всем христианском мире. У католиков это так называемое Белое воскресение, день миропомазания и первого причастия детей, а в последние годы еще и праздник Божественного милосердия. 

Празднование Антипасхи открывала и открывает торжественная церковная служба, созданная в Византии в V-VIII вв., воспевающая милосердие Божие и возрождение падшей человеческой природы. Следом совершались — после долгого перерыва — первые послепасхальные венчания. После же этого начиналась «народная» часть празднования. Часто, впрочем, она заводилась еще за день до того, когда мужчины села с многочисленными ритуалами, пением и благопожеланиями поздравляли прошлогодних молодоженов. После же венчания новых пар приходила их очередь праздновать — и несколько свадеб сливалось в общее торжество. Молодежь водила хороводы, качалась на качелях, устраивала разнообразные игры и представления. Собирались обычно на пригорках и всхолмьях, с чем связано название праздника. 



Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек.



Церковь после девятинедельного перерыва вновь начинает совершать таинства бракосочетания. Поэтому в прошлом на этот день приходилось много свадеб. Старинная русская пословица гласит: "Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется". Поженившиеся первыми, естественно, воспринимались как счастливцы. Кроме того, следует помнить, что дети, зачатые после Красной Горки, вполне могли появиться на свет в рождественско-крещенские дни, — что тоже воспринималось в народе как Божий дар. 

Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр. 

Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что, формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».


Кое-где он тоже вбирает народные обычаи. У немцев, например, в старину в этот день девушки впервые одевали белые платья. Однако наиболее радостные и массовые празднования Антипасхи были характерны именно для славянских народов — как православных (русские, сербы), так и католиков (поляки, хорваты). Все они отмечали Фомино воскресенье, помимо церковных ритуалов, общим весельем, танцами и хороводами, гуляниями и играми молодежи. У болгар же похожие обряды совершаются на следующий день, в Фомин понедельник. Древние кельты, например, отмечали Бельтайн - Майский праздник, связанный с идеей вечного продолжения рода и началом свадеб, тогда выбиралась королева Мая. 

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд - "полюдье". В XIX в. Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны (Кликание весны), а также обходы дворов с поздравлением - "окликанием" молодоженов (Вьюнишник). Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими.

В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу. 

Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке. 

Позволь нам, хозяин, 
Позволь, господин, 
Нам вдоль улицы пройти, 
Дом хозяина найти, 
Позволь на ступенечку ступить, 
На другую переступить, 
За колечко побренчать, 
Молодых повеличать! 
Уж вы дайте знать, 
Молодых-то как назвать? 
Выходи-ка, молодая, 
На парадное крыльцо, 
Выноси-ка, молодая, 
Нам по пряничку, 
По стаканчику пивца, 
На закуску пирога. 
(Костромская губ.) 

Вьюница-молодица! 
Выходи на крыльцо, 
Выноси красное яйцо! 
А не вынесешь яйцо, 
Разломаем все крыльцо! 
(Ярославская губ.) 

В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно. 

В Рязанской губ. рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы. 

Во многих местах в Фомино воскресенье утраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губ. девушки и парни собирались на улице и играли в "А мы просо сеяли", разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни. 

Калужской губернии поселяне зазывают весну также с песнями. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставится на горке; кругом его сбираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками. В степных селениях встречают весну с одними песнями, без всяких обрядов. 

В Буйском уезде для встречи весны взрослые девицы и холостые ребята, при восхождении солнца, обливают себя водою на открытом воздухе. Отчаянные и смелые купаются в реках. После на сходбище поют песни, перепрыгивают чрез плетень огорода, взлезают на деревья, ходят вереницами вокруг сенных стогов. В это время они поют: 

Весна, весна красная! 
Приди, весна, с радостью и проч. 

На Красную горку начинается и поминовение родителей. В Спасске-Рязанском девицы и женщины в жаленом платье (траурном) выходят на кладбище поклониться своим родителям. Сначала, по обыкновению, плачут на могилах с разными причитаниями о житье-бытье покойников, потом принимаются раскладывать по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходят по могилам в гости. Здесь старые занимаются угощением, а молодые катают по могилам красные яйца. Остатки вина выливаются на могилы. С кладбищ отправляются в праздничных платьях разыгрывать Красную горку в хороводах. 

По всей Украине ходят дети по домам славить весну. Дети носят с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходят по улицам и поют веснянки.






2 комментария:

  1. я в шоке. правда. Стас, ты умница! столько информаци о празднике, о котором мы практически ничего не знаем. нужно было всё таки предупредить что у тебя есть видео, мы бы посмотрели.

    ОтветитьУдалить