четверг, 29 декабря 2011 г.

доклад на тему "эвтаназия"


Эвтаназия. Право на смерть

Я начну с короткой исторической справки
Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.
Термин «эвтаназия» ныне употребляется в различных смыслах, среди которых можно выделить следующие: ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания; прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку возможности умереть.

Виды эвтаназии

В теории выделяются два вида эвтаназии:
-пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного)           активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).
Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии.Она проводится с некомпетентным пациентом на основании решения родственников, опекунов и т.п. Непреднамеренная эвтаназия совершается без согласования с компетентным лицом. При этом под компетентностью понимается способность пациента принимать решение. Совет по этике и судебным делам АМА допускает при этом, что эти решения могут быть не обоснованными". "Люди имеют право принимать решения, которые другие считают не разумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс и совместим с личными ценностями".
Эвтаназия, как новый способ медицинского решения проблемы смерти (прекращения жизни) входит в практику современного здравоохранения под влиянием двух основных факторов. Во-первых, прогресса медицины, в частности, под влиянием развития реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, т.е. работающей в режиме управления умиранием. Во-вторых, смены ценностей и моральных приоритетов в современной цивилизации, в центре которых стоит идея прав человека.
в Голландии, первой стране в мире, узаконившей добровольный уход из жизни с помощью врача для неизлечимо больных людей. Соответствующий законопроект был принят здесь после многолетнего обсуждения в парламенте, и только как разрешение эвтанации в отдельных случаях. Этот закон так и называется: критерии применения эвтаназии и оказания помощи при добровольном уходе из жизни. Вот эти критерии:
  •  врач должен быть убежден (а значит, в случае юридического преследования, суметь доказать), что его пациент принял решение о своей эвтаназии добровольно и обдуманно;
  •  врач также должен быть убежден, что это тот случай, когда болезнь пациента неизлечима, а физические страдания от нее стали невыносимыми, и уже исчерпаны все средства избавить пациента от таких страданий;
  •  пациент должен быть проинформирован о своем состоянии на данный момент и о прогнозе, касающимся продолжительности его жизни;
  •  врач и пациент должны вместе прийти к заключению, что проблемам, вызвавшим желание эвтаназии, нет никакого другого решения;
  •  с этим заключением должен согласиться еще один врач, работающий независимо от лечащего врача и тоже знающий данного пациента;
  •  эвтаназия может быть произведена только врачом и только медицинскими средствами.

Аргументы «За»
Аргументы «Против»
1. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствияпревалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными.
§  Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме.
§  Фактически признается право на самоубийство.
2. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений.
§  Жизнь даже в форме растений вызывает определенное благоговение. Поэтому нельзя отказывать в этом людям, оказавшимся на растительном уровне жизни.
§  В рамках мировосприятия, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима.
3. Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.
Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии.

Люди повлиявшие на мнение общества о эвтаназии:
- Георг 5
- Зигмунд Фрейд
- овца Долли
- Рамон Сампедро
-Терри .Шайво
-Хюго Клаус

Рамо́н Сампе́дро Камеа́н (галис. Ramón Sampedro Cameán, Порто-до-Сон, 5 января 1943 —Бойро, 12 января 1998, Галисия, Испания) — галисийский моряк и автор двух книг, былпарализован в результате несчастного случая и тридцать лет добивался права на добровольный уход из жизни. Первый гражданин Испании, который отстаивал это право в суде.
В результате этой травмы был полностью парализован ниже шеи, — по его собственным словам, превратился в говорящую голову на мертвом теле. Врачи поставили окончательный диагноз: тетраплегия (паралич четырёх конечностей), из-за которой он никогда не сможет двигаться[1]. По их прогнозам, ему оставалось не более трёх-четырёх лет жизни. Однако Рамон прожил ещё почти 30 лет, прикованный к постели в доме на ферме неподалеку от побережья и окружённый заботами семьи: родителей, невестки, брата, племянников, — и друзей.
Полная неподвижность не ослабила его ума и не лишила воли и сил. Он много читал и писал сам, держа ручку в зубах, много шутил, говорил по телефону и даже работал на компьютере с помощью рта, активно общался с людьми. Но он не считал такую жизнь полноценной; дух свободы, жажда странствий и приключений не могли оставаться заключёнными в обездвиженном теле. Взрослому, когда-то сильному мужчине невыносимо было всю жизнь оставаться в беспомощном положении. «Мир стоит того, чтобы жить, — утверждал он в телеинтервью, — и быть свободным — это чудесно, драма состоит в том, чтобы жить без свободы». «Мечта превратилась в кошмар», — написал он в своей книге. И этот кошмар мог длиться ещё много лет, так как Рамон почти не болел и в семье у них были долгожители: его отцу в 1998 году было 92 года. Однако из-за неподвижности он не мог совершить самоубийство. Для этого ему требовалась посторонняя помощь, ноэвтаназия в Испании незаконна и содействие самоубийству наказывается заключением на срок от 6 до 10 лет[2]. Поэтому Рамон начал борьбу за право на смерть.
Примерно за три месяца до смерти друзья перевезли его с фермы в городскую квартиру в Бойро, так как его родные всегда были категорически против его самоубийства. В выбранный день в комнате была установлена камера, снимавшая всё происходящее. В присутствии близкой подруги Рамона Манейро он зачитал своё завещание:
Господа судьи, политики и церковные деятели,
После того, как вы только что увидели, как ухаживают за атрофированным и деформированным телом — моим телом, — я спрашиваю вас: что для вас значит достоинство?
Что бы ни ответила ваша совесть, для меня это не достоинство. Это не значит жить достойно!
Я, как и некоторые судьи и большинство людей, которые любят жизнь и свободу, думаю, что жить — это право, а не обязанность. Однако я принуждён был терпеть это мучительное положение 29 лет, 4 месяца и несколько дней.
Я отказываюсь делать это сколько-нибудь дольше! […]
Я обратился к правосудию с той целью, чтобы мои действия ни для кого не имели уголовных последствий. Ожидание длится уже пять лет. А поскольку такая нерасторопность кажется мне насмешкой, я решил положить всему этому конец в той форме, которую считаю наиболее достойной, гуманной и разумной.
Как видите, передо мной стакан воды, содержащей дозу цианистого калия. Выпив её, я откажусь — добровольно — от самого законного и личного достояния, которым владею, от моего тела. А также освобожусь от унизительного рабства — паралича. […]
Вы можете наказать того ближнего, кто любил меня и был последователен в этой любви, то есть возлюбил меня, как себя самого. Конечно, для этого ему пришлось преодолеть психологический страх перед вашим возмездием — это его единственное преступление. […]
Если же, несмотря на мои доводы, вы решите примерно покарать его, я вам советую — и прошу вас — поступить по справедливости: отрубите моему соучастнику руки и ноги, потому что только это мне нужно было от него. Разум был мой. А потому это мой поступок и моё намерение. […]
Господа судьи, политики и церковные деятели,
Моё сознание оказалось заперто не в моём изуродованном, атрофированном и бесчувственном теле, но в уродстве, атрофии и бесчувственности вашей совести.
Терри Шайво (англ. Terri Schiavo[1]; урождённая Тереза Шиндлер, англ. Theresa Schindler, 3 декабря 1963 — 31 марта 2005) — американка, тяжёлая болезнь которой вызвала наиболее громкий[источник не указан 301 день] в США судебно-политический конфликт по вопросу обэвтаназии.
В кратце дело обстояло так : муж был ЗА эвтаназию, а родители – против. Судебное разбирательство за право на смерть длилось 15! Лет.
Терри Шайво умерла в больнице в присутствии своего мужа Майкла. На её надгробии по его желанию высечена надпись: Born December 3, 1963 / Departed this earth February 25, 1990 / At peace March 31, 2005 / I kept my promise (Родилась 3 декабря 1963 / Покинула эту землю 25 февраля 1990 / Упокоилась с миром 31 марта 2005 / Я сдержал слово).

Джек Кеворкян
Занимаясь врачебной практикой, выступил в защиту эвтаназии в тех случаях, когда больному уже нет возможности оказать медицинскую помощь, и страдания которого не стоят того, чтобы продолжать жить. В 1989 года разработал и построил т. н. «машину самоубийства» (мерситрон — англ. Mercitron, от mercy — милосердие), подающую смертельную дозу анальгетикови токсичных препаратов в кровь больного, для пациентов, не способных покончить с собой иными способами. 4 июня 1990 используя мерситрон, с собой покончил первый пациент, страдавший болезнью Альцгеймера. В общей сложности в 1990—1998 гг. мерситроном воспользовалось более 130 человек.Идеи  Джека Кеворкяна были решительно осуждены врачебным сообществом и властями США. В 1991 Кеворкяна лишили лицензии на занятия медицинской практикой. Впоследствии он четырежды представал перед судом, однако был оправдан из-за недостаточности свидетельских показаний. В марте 1999 Джек Кеворкян был обвинён в прямом убийстве второй степени, после того как осуществил эвтаназию 52-летнего Томаса Юка из округа Оуклэнд, страдавшего болезнью Лу Герига. В качестве неопровержимого доказательства стороны обвинения была представлена видеозапись совершения самого акта эвтаназии, которая, по воле самого Джека, находилась в свободном доступе. Решением суда Кеворкян был приговорён к заключению сроком от 10 до 25 лет в исправительном учреждении штата Мичиган. 1 июня 2007 года за хорошее поведение решением Комиссии штата по условно-досрочному освобождению 79-летний Джек Кеворкян был выпущен на свободу на два года раньше срока с запретом: помогать кому-либо умереть путём эвтаназии; осуществлять уход за лицами старше 62 лет; близко общаться с лицами, имеющими врождённые физические отклонения.
Для меня странно почему наше гуманное общество настаивает на усыплении неизлечимо больных животных, но при этом так категорично обрекает на физическое, а главное моральное страдание людей. И для меня абсурдно утверждение противников эвтаназии о том что «не мы дали жизнь, не нам решать» ведь, по сути, запрет – это тоже решение. И чем «право на смерть» хуже «права на жизнь»?

Рекомендую к просмотру фильмы о эвтаназии:
Море внутри (Рамон Сампедро)
Вы не знаете Джека (Кеворкян)

Интересные ссылки:

1 комментарий:

  1. Хотим мы того или нет, но наша медицина уже давно широко практикует пассивную эвтаназию не обеспечивая должного лечения пациентов. И даже само лечение на практике зачастую является элементом активной эвтаназии, потому как борется со следствиями не устраняя причины, при этом внося спектр "побочных" действий на организм.
    Поэтому активная эвтаназия для неизлечимо больных вполне уместна. При этом её следует проводить в тяжёлых случаях имея ввиду что сама болезнь - это тоже жизненный опыт человека, его души, который необходим ему и его окружению для своей дальнейшей эволюции в новых воплощениях души.

    ОтветитьУдалить